В. Поленов на Ближнем Востоке

Sunday, 27 October 2019 В. Поленов на Ближнем Востоке

  • Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский художник, профессор и педагог,
    который ввел значение пленэрного (на открытом воздухе) этюда, как самостоятельного
    произведения искусства. Художник считал, что природа может оказывать влияние на
    нравственный облик людей, по сему, предпочитал создавать работы в пейзажно-бытовом
    стиле. Написанная в 1878 году картина «Московский дворик» приносит Поленову огромную
    славу и становится основанием жанра интимного пейзажа.
    Однако главным трудом своей жизни Поленов считал цикл работ евангельской серии. В 1881
    году художник отправляется в свою первую поездку по Ближнему Востоку, откуда
    возвращается с многочисленными эскизами и набросками к картине “Христос и грешница”, а
    также другими работами, выполненные в новом для Поленова жанре.
    Контрасты Востока, его типажи, краски и колорит глубоко впечатлили Василия Дмитриевича. В
    ходе путешествия он продолжал творить новые шедевры, вошедшие в восточный цикл
    этюдов, который был в дальнейшем приобретен Третьяковым для коллекции в его галерее.
    Евангельская серия состоит из 6 частей, и уникальность ее в том, что Поленов представляет в
    ней Иисуса Христа с точки зрения его человеческой сущности. Художник показывает людей и
    пейзажи, которые окружали Христа.
    Первая поездка на Ближний Восток пришлась на непростой период художника, болезненно
    переживавшего смерть сестры Веры. Его компаньонами стали историк и археолог Адриан
    Прахов и князь Семен Абамелек-Лазарев, крупный промышленник и предприниматель,
    который спонсировал данное путешествие.
    Их путь начался в ноябре 1881 года в Москве и продолжился через Киев и Варну. Затем, поезд
    прибыл в Константинополь, нынешний Стамбул, где, как писал Поленов в письме своему
    брату, им, во избежание долгой проверки на таможне, впервые пришлось познакомиться с
    понятием бакшиш или взятка по-русски. Добро пожаловать на Ближний Восток!
    В Константинополе Поленова особенно поразила Айя-София – мечеть, бывшая некогда
    христианским храмом. Гяурам, то есть не мусульманам, можно было побывать в ней за плату.
    После, через пролив Дарданеллы, путешественники вышли в Средиземное море, взяв курс на
    Египет. В то время, вдохновленный увиденным, Поленов создал множество этюдов. Набросок
    «Троада» - места, где когда-то располагалась Троя, остался одним из любимейших для
    художника.
    Прибыв в Александрию, Поленов удивился пальмам – кустистым и экзотичным издалека, но
    сухим и будто совсем безжизненным вблизи. Его так же поразило расовое разнообразие
    людей на улицах города. По приезду в Каир, художник отмечал, что восточная его часть имеет
    классический облик Востока, а западная напоминает Париж, но с плоскими крышами. Забавно
    то, что из воспоминаний об увиденных пирамидах, Поленову больше всего запомнились
    конкурирующие между собой группы проводников, за бакшиш обещавшие помочь взобраться
    на вершину.
    Затем маршрут путешественников лежал через Нил на Асуан, в те времена небольшой
    торговый городок, и остров Филы, где по древнеегипетскому приданию захоронено тело

    Асириса. К слову, согласно мифу, Изида оплакивала его тело в ливанском Библосе, да так, что
    ее слез набрался целый колодец.
    Посетив Карнакский храм в Луксоре, группа вернулась в Каир, откуда выехала в сторону
    Палестины, в Яффо – городок небольшой, грязный и утопающий в апельсиновых деревьях.
    Оттуда Поленов наконец добрался до своей цели – Иерусалима, где его встретил русский
    консул.
    В письме матери в феврале 1882 года, Поленов писал, что не видел ничего торжественнее, чем
    мечеть Омара, то есть Аль-Акса, и живописнее лабиринта церквей и лестниц гроба Господня.
    После Палестины, Поленов со спутниками посетили Сирию и Ливан. Несмотря на то, что в
    Бейруте Поленов пробыл 5 дней, никаких подробностей, к сожалению для нас, в письменном
    виде не зафиксировано. Из сохраненных этюдов имеются несколько, изображающих
    храмовый комплекс Баальбека. Это логично, ведь путь из Дамаск в Бейрут
    как раз проходил вдоль Баальбека.
    Конечной точкой поездки стала Греция – давняя мечта Поленова, чей отец в 1830-е годы был
    секретарем Российского посольства в этой стране.
    По возвращению в Москву, Поленов начал работу над масштабным циклом работ об Иисусе
    Христе. В процессе художнику показалось, что он сдела недостаточно этюдов, и в 1899 году
    совершил вторую поездку на Ближний Восток.
    Узнали, что за город изображен на картине? Это Бейрут.

AUTHORS

Program

06:00 - 10:00 GMT+02:00
Retro